|
НОСТАЛЬГИЯ
Год создания фильма: 1983
Режисcер фильма: Андрей Тарковский
В фильме снимались:
Олег Янковский, Эрланд Йозефсон, Домициана
Джордано, Патриция Терено, Лаура Ле Марки, Делия
Баккардо, Милена Вукотич |
Жанр фильма: Драма
Сценаристы: Андрей Тарковский, Тонино
Гуэрра
Операторы: Джузеппе Ланчи
Художники: Андреа Крисанти
Композиторы: К.Дебюсси, Дж.Верди, Р.Вагнер, Л.ван
Бетховен (музыка)
Звукорежиссер: Евгения Потоцкая
Киностудии: Итальянское ТВ "РАИ канал",
Ренцо Росселлини; СОВИНФИЛЬМ (участие)
Страна: Италия при уч. СССР
Продолжительность фильма: 127 мин.
Аннотация к фильму: Фильм посвящен
памяти матери режиссера - Марии Ивановне
Вишняковой. Русский писатель Андрей Горчаков
приезжает в Италию в поисках биографических
следов крепостного музыканта Павла Сосновского,
некогда посетившего эти места. Прототип
Сосновского - Максим Созонтович Березовский
(1745-1777, член Болонской филармонической академии,
автор оперы "Демофонт", создатель нового
типа русского хорового концерта, крепостной
графа Шереметева), вернувшись в Россию, не смог
выкупиться, спился и закончил жизнь
самоубийством. Поиски примет жизни героя
исследований писате ля - это и есть то, что
связывает Горчакова с переводчицей Евгенией,
беспомощно пытающейся посредством томика стихов
Арсения Тарковского понять внутренний мир и
причину тоски русского друга.
О фильме: один из самых сложных и
многослойных фильмов Тарковского, в который он
вложил не только всю свою душу, но и все
накопленное мастерство. Наиболее глубокий
исследователь творчества режиссера Н. Болдырев
пишет: «Тарковский дает нам уникальную
возможность понаблюдать за человеком, который
живет для себя: видит, чувствует, грезит так, как
будто есть лишь он и смерть, он и Великая
Неизвестность, в которую он погружается с каждым
шагом все глубже – с простотой, доверчивостью и
бесконечным смирением…. Тоска по неведомой
родине, неведомому самому себе и есть главный
герой фильма». Это переломный фильм в творчестве
Тарковского. В нем впервые возникает тема
жертвоприношения, ставшая главной в следующем
фильме. К тому же, это последний русский фильм
Тарковского, хотя из российского там только
актер Олег Янковский. Тарковский считал главной
задачей искусства разрешить духовный кризис,
царящий в современном мире. В одном из своих
последних интервью он сказал: «Мы живем в очень
трудное время. Многие из нас не считают
необходимым быть последовательно ответственным.
Тому имеются различные причины, например,
отсутствие идеалов или просто-напросто сугубая
устремленность к полезному материальному. Как ни
парадоксально, и общество, и общественное мнение
занимают довольно сдержанную позицию в
отношении действительной и последовательной
добросовестности. Но когда люди перестают
действовать в соответствии со своей совестью, то
верх берет чувство недостаточности и
разочарования». «Нужно чтобы наш мозг,
загаженный цивилизацией, школьной рутиной,
страховкой, снова отозвался на гудение насекомых.
Надо, чтобы наши глаза, уши, все мы напитались тем,
что лежит у истоков великой мечты. Кто-то должен
воскликнуть, что мы построим пирамиды. Не важно,
если потом мы их не построим… Если вы хотите,
чтобы жизнь не пресеклась, мы должны смешаться
между собой, так называемые здоровые и так
называемые больные… только так называемые
здоровые люди довели мир до грани катастрофы». |